Начальный ui ux анализ сайта, как его сделать самостоятельно
Спасаем конверсии сайта через анализ юзабилити: этапы и инструменты
Наверное, каждый владелец сайта, интернет-маркетолог сталкивался с тем, что в какой-то момент начала падать конверсия, трафик как-то уменьшился, хотя рекламный бюджет увеличился, пользователи стали быстро покидать страницы. Так бывает, это нормально, и бежать в панике хоть что-то делать не надо. Важно выдохнуть, а потом провести UX анализ сайта, чтобы понять, что работает хорошо, а что — не очень, тем самым провоцируя возникающие проблемы. Как проводить этот анализ, какие инструменты использовать — рассказываем в материале.
![](https://www.opencart.ru/image/catalog/0leksa/3001.png)
Зачем проводить UX анализ сайта?
Главная цель, с которой проводят анализ сайта — найти недочеты и баги, которые не позволяют пользователю совершать ожидаемые от него действия. Например, понять, почему человек уходит на том или ином этапе пути клиента. Ведь все это влияет на множество бизнес-показателей, в том числе на продажи и доход владельца ресурса.
Вот что еще позволяет увидеть UX анализ сайта:
Не переборщили ли вы с креативом. Страница может быть стильной, трендовой, креативной, но бесполезной и неэффективной. Ведь пользователь просто на ней не сориентируется, выйдет и пойдет к конкурентам, где дизайн может быть проще, но юзабилити — лучше.
Почему сайт плохо ранжируется в поисковых системах.
Почему страница, находясь в топе выдачи, имеет низкую посещаемость.
Почему лидов много, но конверсия слабая. Не всегда дело в копирайтинге, маркетинге. Иногда банально есть провал по технической части.
Этот анализ важно проводить регулярно, желательно — ежемесячно. Алгоритмы выдачи сайтов, поведение пользователей постоянно меняется и важно отслеживать показатели юзабилити, чтобы не терять позиции, а, наоборот, улучшать показатели. И делать это нужно не только большим интернет-магазинам, порталам, но и тем, которые создали недавно (до года) и тем, которые на стадии проектирования и только готовятся к разработке.
![](https://www.opencart.ru/image/catalog/0leksa/3002.png)
Из каких этапов состоит юзабилити анализ сайта?
Обычно такие аудиты проводят SEO-агентства, и у каждого свои подходы, методики. Но есть простая и универсальная, которая подойдет для самостоятельного исследования и включает в себя все основные параметры, которые требуют анализа. Она состоит из 4 этапов:
Оценка дизайна и качества. Здесь смотрят на то, как быстро загружаются страницы, графические элементы (баннеры, видео, анимация, картинки, креативные шрифты). Если говорить о дизайне, то обращают внимание на его лаконичность и соответствие UX, UI. Уникальность и креативность воспринимают как второстепенные характеристики.
Анализ удобства использования сайта. На этом этапе анализируют структуру сайта, наличие подсказок, которые должны помочь пользователю сделать следующий шаг и найти нужную информацию, последовательность блоков на страницах и т.д. Важно, чтобы не было страниц или блоков, сделанных для красоты, без конкретной цели, и весь сайт был понятен и удобен для посетителя.
Оценка презентабельности. Вот уже на данном этапе анализируют, насколько стильный дизайн, насколько хорошо сочетаются между собой логотип, фирменный стиль и тот стиль, в котором сделан ресурс. Также здесь оценивают копирайтинг (насколько тексты закрывают возражения пользователя и помогают ему принять решение и перейти в категорию клиента).
Анализ поведенческих факторов. Здесь смотрят на точки входа и выхода, конверсионные пути, источники трафика. А еще составляют карту кликов, анализируют страницы, после посещения которых пользователи полностью покидают сайт или не доходят до оплаты заказа, например.
В результате можно составить документ, где будет описано, что на данный момент на сайте сделано или спроектировано хорошо, а над чем надо поработать (в идеале — подготовить варианты решения для исправления погрешностей).
![](https://www.opencart.ru/image/catalog/0leksa/3003.png)
Какие есть инструменты для проведения UI/UX анализа сайта?
Вообще таких инструментов можно насчитать более 30. Но все 30+ использовать сложно, да и не нужно. Поэтому подготовили подборку из 7 наиболее важных, простых и информативных.
Инструмент 1. Google Analytics
Супер известный и популярный инструмент, но новички при запуске сайтов часто о нем забывают. Зачем нужен? Чтобы следить за ключевыми метриками сайта, а еще дает много информации для анализа поведения пользователя на страницах. Например, сколько времени человек в среднем проводит на странице, какая конверсия из просмотров в переходы по внутренним ссылкам (если они есть), какие страницы популярнее всего и т.д.
Также Google Analytics позволяет отслеживать за изменениями в поведении пользователя после редизайна, а это важно для дальнейшей оптимизации воронки продаж и других маркетинг-инструментов, в конечном итоге влияющих на продажи.
![](https://www.opencart.ru/image/catalog/0leksa/3004.png)
Инструмент 2. Google Optimize
Этот инструмент нужен, чтобы быстро проводить A/B-тестирования и смотреть, какие потенциально могут быть результаты после внесения некоторых изменений. Есть визуальный редактор, который позволяет что-то менять на одной странице и анализировать, как это повлияет на разные показатели юзабилити. Внедрен инструментарий для проведения A/A-тестирования. Это важно для анализа однородности трафика, то есть того, зависит ли трафик от сезонности, каналов привлечения аудитории и других внешних условий.
![](https://www.opencart.ru/image/catalog/0leksa/3005.png)
Инструмент 3. Hotjar
Этот инструмент важен для составления карт кликов или тепловых карт. Позволяет узнать, какие части страницы наиболее популярны среди посетителей (например, куда они кликают чаще всего, а куда — меньше всего), где есть проблемы с интерфейсом, на каких точках пользователи уходят из сайта и т.д. В общем, дает возможность хорошо изучить поведенческие факторы (четвертый этап юзабилити-анализа). Информация подается в формате тепловой карты, карты скролла, тепловизоров, отчетов с визуальными данными.
![](https://www.opencart.ru/image/catalog/0leksa/3006.png)
Инструмент 4. Google PageSpeed Insights
Инструмент, который нужен для анализа скорости загрузки сайта в целом и отдельных страниц. Очень важен, так как этот показатель влияет на поведение пользователя и зачастую с ним таки возникают проблемы (когда все грузится слишком медленно). Да и в целом Google PageSpeed Insights отображается работоспособность сайта и показывает, с какими трудностями потенциально может столкнуться посетитель на разных этапах взаимодействия с ресурсом.
![](https://www.opencart.ru/image/catalog/0leksa/3007.png)
Инструмент 5. Optimizely
Этот инструмент поможет проанализировать качество дизайна. Позволяет протестировать адаптивность сайта под разные типы устройств (в том числе мобильные), кроссбраузерность. Дает возможность проводить A/B- и мультивариантное тестирования. А еще посмотреть, что там происходит с показателями посещения и проанализировать конверсии. Главный плюс в отличие от других альтернативных инструментов — большое количество важных функций есть в бесплатной версии.
![](https://www.opencart.ru/image/catalog/0leksa/3008.png)
Инструмент 6. Usabilla
Один из лучших универсальных инструментов для проведения юзабилити-анализа, так как включает в себя оценку множества важных показателей. С его помощью можно посмотреть тепловые карты кликов, активировать поп-ап опросы, подключить формы обратной связи и т.д. А при анализе конкретной страницы можно загрузить либо ее скриншот, либо дать на нее ссылку, составить список вопросов к респондентами по итогу получить целый подробный отчет с ответами.
![](https://www.opencart.ru/image/catalog/0leksa/3009.png)
Что по итогу?
Регулярный анализ сайта — то, что позволит вовремя отследить, когда что-то идет не так, предотвратить негативные последствия, вроде уменьшения показателей конверсии или трафика, улучшить взаимодействие с пользователями. Проводить его лучше в 4 этапа, которые описали в материале, и используя указанные выше инструменты.
А если вы только планируете запускать свой сайт, но уже задумываетесь над тем, чтобы сделать его максимально удобным для пользователей, стоит рассмотреть вордпресс, джумла или опенкарт шаблоны от TemplateMonster. В процессе их создания разработчики уже учитывали основы UI, UX, и на первое время этих настроек будет достаточно для успешного запуска. Тем более сейчас для всех наших читателей действует 5-% скидка на абсолютно все шаблоны TemplateMonster по промокоду "opencartru". Так почему бы не воспользоваться такой возможностью?